Как избежать ненужных расходов при покупке опалубки?
Профессиональная опалубка – дорогостоящее оборудование, покупка которого оправдана в следующих случаях:
- Оснастка нужна на длительный период.
- Покупатель планирует использовать формообразующие системы многократно в течение длительного времени.
- Есть возможность организовать хранение оснастки, ее компетентный ремонт и обслуживание.
Покупка опалубки для разовых проектов с последующей продажей также возможна, но в тогда нужно понимать, что процесс поиска покупателя будет небыстрым. Или придется потерять в цене, сдав оснастку профессиональным скупщикам. Поэтому тем застройщикам, которые не отвечают ни одному из указанных выше требований, лучше арендовать опалубку. Это и проще, и дешевле.
Но, допустим, оценив все обстоятельства и взвесив основные «за» и «против», было принято решение о покупке опалубки. В этом случае оптимизировать поиски помогут наши рекомендации.
Новая или б/у?
Новая опалубка – это всегда большее количество рабочих циклов по сравнению с такой же бывшей в употреблении. Но и стоит она дороже. В то же время высокая ремонтопригодность профессиональной оснастки и ее долговечность не позволяют сбросить со счетов и бывшее в употреблении оборудование. Некоторые строители утверждают, что последнее может быть даже лучше. Дескать, предыдущий владелец ее уже доработал и устранил все недостатки. Мы с этим не согласны – качественная, изготовленная в заводских условиях с машиностроительной точностью опалубка, в усовершенствовании не нуждается. Более того – они могут ему даже навредить. Поэтому этот довод в пользу б/у оснастки мы не рассматривает. Благо, достаточно прочих — при ограниченном бюджете именно ее приобретение является главным способом оптимизации расходов.
Производитель имеет значение
Выбирая между новой «no name» опалубкой и б/у, но известного бренда, в большинстве случае стоит отдавать предпочтение второй. Тем более, если в первом случае речь идет о самодельной оснастке, изготовленной в кустарных условиях.
В то же время такие иностранные бренды, как Doka и Peri, равно как и отечественные Гамма, МСК, Агрисовгаз – это всегда машиностроительная точность. Отклонения в геометрии и размерах либо исчисляются миллиметрами, либо недопустимы в принципе (оборудование первого класса). Это означает простоту сборки (отсутствие необходимости подгонять оснастку), высокую надежность (способность выдерживать колоссальное давление бетонной смеси) и большое число рабочих циклов – у каркаса оно исчисляется сотнями (от 200 до 500 раз в зависимости от вида), у фанеры – десятками (до 50 у отечественной, до 80 у финской). Также к достоинствам такой оснастки следует отнести продуманность конструкции, взаимозаменяемость элементов (у одного производителя), доступность комплектующих, высокую ремонтопригодность.
Скупой платит дважды?
Вместе с тем приобретая б/у оснастку, нужно быть очень внимательным. Во-первых, даже самое качественное оборудование имеет свой ресурс. Во-вторых, многое зависит от условий, в которых опалубка использовалась. Любую опалубку можно очень быстро вывести из строя несоблюдением правил эксплуатации и хранения. Отсюда вывод – выбирая формообразующую систему, не стоит гнаться исключительно за дешевизной. Затраты на приведение ее в рабочее состояние могут сильно превысить достигнутую экономию. В этом смысле лучше иметь дело с профессионалами. Сотрудничество с ними оптимизирует, в числе прочего, еще и время на поиск. К достоинствам специализированных фирм следует отнести также широкий ассортимент и возможность в любой момент получить недостающие элементы при необходимости.
Что еще?
- Отсутствие остатков цементной смеси — одно из главных условий, так как очистка сопряжена со значительными затратами.
- Отсутствие сколов площадью больше 10 см3. Небольшие повреждения некритичны – их легко устранить, зачистив коррозию, загрунтовав поврежденный участок и закрасив его.
- Трещины в металле – повод насторожиться. Со временем они могут увеличиться.
- Комплектность. Покупать оснастку с отсутствующими деталями можно, но только тщательно рассчитав расходы на доукомплектование.
Выводы
- Экономить на производителе нельзя. «No name» опалубка – это всегда лотерея, «проигрыш» в которой может обернуться серьезными расходами. Минимум простоем на площадке, максимум – ЧП с самопроизвольной распалубкой. Не исключено также низкое качество монолита из-за распирания щитов и нарушение геометрии элементов из-за неточности самой формы.
- Новая опалубка по определению лучше б/у, но и стоит значительно дороже. Если бюджет неограничен, можно отдать предпочтение ей. Но и бывшая в употреблении сослужит добрую службу, если подойти к ее выбору основательно.
- Приобретать неновое оборудование непосредственно и у строителей можно только при наличии возможности его доработки и доукомплектования. И, когда есть время на такие мероприятия. В остальных случаях лучше иметь дело с теми, для кого продажа опалубки – основной вид деятельности. Например, ООО «ПрофМастер» реализует оснастку «под ключ». Она полностью готова к использованию, не нуждается в подгонке и ремонте.
- Покупка опалубки в принципе оправдана при условии наличия возможности для ее хранения и обслуживания, а также если система требуется постоянно. В остальных случаях стоит рассмотреть аренду.