ТОП 5 ошибок, допускаемых при эксплуатации опалубки
Монолитное строительство справедливо является одной из самых популярных технологией возведения многоквартирных домов, промышленных зданий и специальных объектов (телевизионных вышек, нефтяных платформ и проч.) Даже в России, где по объективным и субъективным причинам она менее распространена, чем на Западе, на нее приходится более 50% всех индустриальных построек. По крайней мере, в мегаполисах. И в последнее время все глубже эта техника проникает в индивидуальное строительство.
Не последнюю роль в росте ее популярности играет эффективность специального оборудования, а также доступность и простота его использования. Промышленная опалубка, изготовленная в заводских условиях с машиностроительной точностью, позволяет возводить даже внушительные по габаритам здания в максимально сжатые сроки. При этом речь идет о весьма качественных постройках – теплых, надежных и нуждающихся в минимальных вложениях во внутреннюю отделку.
Но, разумеется, все это справедливо только при положительном ходе событий. Ошибки, допущенные на стройплощадке, могут обернуться серьезными проблемами разной степени серьезности: от трещин в бетоне до его разлития. Последнее является настоящей катастрофой, и, хотя нечасто, но случается – в сети немало соответствующих видео. В диапазоне между двумя указанными событиями есть и менее негативные, но тоже весьма неприятные ситуации. Такие, например, как неровность монолитной поверхности и необходимость серьезно вкладываться в ее выравнивание.
А все потому, что технология монолитного строительства, несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в ответственном подходе и строгом следовании нормативным требованиям. И наоборот – ошибки, допущенные при ее применении, могут обойтись очень дорого.
О самых распространенных из них мы сегодня и поговорим.
Ошибки №1. Неправильный выбор оборудования
Высокий спрос на специальную оснастку порождает не менее разнообразное предложение. И, помимо профессионального заводского оборудования (импортного и отечественного), существует также изделия кустарного производства и даже самодельная деревянная опалубка. Использование последних двух типов – одна из самых распространенных ошибок строителя.
Хотя в сети и встречается иное мнение с подробными инструкциями, призванными облегчить сборку и использование подобного «оборудования». И даже советы минимизировать расходы за счет привлечения к сборке подручных материалов: от старых досок до ненужных дверных полотен.
Но, последовав этим путем, можно получить ситуацию с разлитым по участку бетоном и простоем в работе. Не говоря уже о материальных затратах на устранение данного ЧП. Впрочем, даже если до этого не дойдет, и дело ограничится распиранием опалубки, в этом тоже не будет ничего хорошего.
А все потому, что при применении самодельной опалубки очень трудно рассчитать допустимую нагрузку и толщину бетонного элемента. Отсюда и вероятность самых разных «сюрпризов». С инвентарной опалубкой все иначе – она всегда имеет технический паспорт, в котором четко прописываются все параметры. При строгом следовании рекомендации производителя любые неприятности полностью исключены.
Конечно, к ее недостаткам следует отнести ее высокую стоимость. Но всегда можно сэкономить, взяв оборудование в аренду. Прокат профессиональной оснастки позволяет избежать единовременного изъятия из бюджета солидных сумм и получить нужные системы ровно на тот срок, на который нужно. Без обязательств по хранению и обслуживанию.
Важно! Грамотный выбор формообразующих систем – это не только про использование специального оборудования, но и про подбор подходящего его вида: крупнощитовой, мелкощитовой, балочно-ригельной, радиусной и прочей опалубки. А также про правильный расчет всех элементов. И здесь в отсутствии собственного опыта рекомендуется воспользоваться помощью специалистов.
Ошибка №2. Использование оснастки с дефектами
Количество рабочих циклов заводской опалубки исчисляется сотнями раз, палубы – десятками. Не в последнюю очередь за счет высокой их ремонтопригодности. В то же время агрессивная эксплуатация, несвоевременный ремонт, неправильное хранение, бросание элементов с высоты может вывести оснастку или отдельные ее элементы из строя. Не заметив это или проигнорировав, строитель рискует столкнуться с серьезными неприятностями самого разного характера.
Подобное развитие событие исключено в случае привлечения нового оборудования или пусть и б/у, но приобретенного/арендованного в специализированной компании. Последние предоставляют полностью готовые к использованию системы, не нуждающиеся в ремонте, подгонке или доработке.
Ошибка №3. Неправильное хранение опалубки
Несмотря на то, что опалубка относится к оборудованию, устойчивому к негативному внешнему воздействию и предназначенному для эксплуатации в агрессивных условиях, оно относительно требовательно к условиям хранения. Ей требуется если не хорошо проветриваемое сухое складское помещение, то хотя бы навес и настил. А вот складировать элементы навалом категорически запрещено. Их нужно рассортировывать по видам, а мелкие складывать в мешки или коробки, чтобы не потерялись. Также они нуждаются в регулярном профилактическом осмотре с целью выявления и своевременного устранения возможных дефектов. Крайне важно сразу очищать оснастку от остатков цемента и обрабатывать ее специальными составами, продлевающими службу.
Ошибка № 4. Нарушение правил транспортировки опалубки
Опалубка не нуждается в специальном транспорте. Ее разрешено перевозить любой подходящей по грузоподъемности техникой с соблюдением ПДД.
Но это не означает отсутствие специальных правил вовсе. В частности, те предписывают складывать крупные элементы один на другой и стягивать их эластичными стяжками. При этом стеновые опалубки укладываются не ровно, а с небольшим (50 мм) сдвигом. Это нужно, чтобы гайки не лежали одна на другой. Таким образом удается обеспечить большую стабильность пакетов.
В свою очередь такие пакеты нужно уложить на поддоны или специальные полистирольные прокладки. Также очень важно зафиксировать их к кузову так, чтобы исключить сдвиг во время движения.
При этом нельзя укладывать пакеты поверх прочих изделий, равно как и класть поверх них другие материалы.
Нарушение этих правил может привести к повреждению оснастки и, как следствие, снижению ее эксплуатационных свойств разной степени значительности.
Ошибка №5. Раннее снятие опалубки
Причиной этой ошибки является вполне понятное, и даже оправданное, стремление сэкономить и ускорить процесс завершения строительства. Однако монолитная технология весьма требовательна к соблюдению всех ее правил. И одно из главных гласит – демонтировать опалубку категорически запрещено до завершения набора бетоном необходимой прочности. А на это в среднем уходит 28 дней. Причем, срок начинает течь с момента схватывания смеси. В свою очередь на это может потребоваться разное время – в зависимости от погоды на улице. Так, в оптимальных условиях (влажность 100% и температура воздуха +25 градусов) будет достаточно буквально пары часов. Но если столбик термометра упадет до нуля – этот период увеличивается до 15 дней. Он будет еще больше при минусовых температурах.
Если снять опалубку раньше, это неминуемо приведет к дефектам монолитного элемента: от сколов и трещин до пустот и раковин.
Важно! Зимнее бетонирование предполагает принятие целого ряда мер по защите смеси от замерзания. Их игнорирование также является очень серьезной ошибкой, грозящей обернуться полной негодностью созданного монолита.