Монтаж опалубки перекрытий: материалы и технологии
Монолитные железобетонные перекрытия имеют целый ряд безусловных преимуществ, обеспечивающих им широкую сферу применения не только в индустриальном, но и в частном строительстве. Они прочны, надежны, устойчивы к огню и даже взрыву бытового газа. Но, пожалуй, главным их достоинством является простота изготовления – залить межэтажные перекрытия можно буквально в один заход. Однако все преимущества актуальны только при условии соблюдения технологии производства и профессионального применения качественной опалубки. Об основных ее видах, а также правилах монтажа мы сегодня и поговорим.
Материалы опалубки перекрытий
Деревянные формообразующие системы
Если основу заводской опалубки составляют металлические стойки, то самостоятельно изготавливаемые формовочные системы, как правило, полностью создаются из пиломатериалов: досок лиственных или хвойных пород, бруса большого сечения, балок и фанерных щитов. Для производства подходит как новая древесина, так и б/у. Ее качество, безусловно, играет роль, но куда важнее грамотность произведенных расчетов и соблюдение технологии монтажа. Разрушение опалубки из-за колоссального воздействия бетонной смеси на стройплощадке вследствие допущенных расчетных ошибок отнюдь не редкость. Поэтому специалисты предпочитают использовать инвентарную (оборотную) оснастку, созданную в заводских условиях. Но и ее нужно подбирать, учитывая особенности планируемых работ – толщину перекрытия, высоту стоек, общую площадь и др.
Опалубка перекрытий из комбинированных материалов
Самый распространенный тип. Сочетает в себе как металлические элементы, так и деревянные. К первым относятся стойки, домкраты, унивилки, башмаки, ко вторым – балки и палуба (ламинированная фанера).
Вместо фанерных щитов также иногда используют профлист. Являясь несъемным элементом, он дополнительно армирует бетонное перекрытие, становясь его частью.
Основные виды инвентарной (оборотной) опалубки
- Рамная.
- Объемная.
- На телескопических стойках.
Рамная опалубка
Одна из самых прочных систем. Используется при производстве работ на значительной (до 20 м) высоте. Нагрузка на одну ось может доходить до 5 тонн (в стандартном варианте 2,7 тонны). Позволяет формировать перекрытия толщиной от 90 см до 2 метров.
Система монтируется на нижние домкраты. В них вставляются готовые рамы, которые при необходимости усиливаются горизонтальными и диагональными ригелями. Венчают конструкцию домкраты и унивилки. В последние укладываются балки, а уже на них – палуба. По всему периметру перекрытия, а также вокруг лестничных проемов, домоходов и вентканалов устанавливаются бортики.
Объемная опалубка
Формообразующая система, позволяющая создавать внушительные (до 1 метра шириной) перекрытия на высоте до 12 метров. Монтируется при помощи клиновых или чашечных замков, составляя простую и в то же время надежную систему, в которой все элементы связаны между собой. Это обеспечивает равномерную нагрузку на каждый из них.
К достоинствам этого типа следует отнести и его высокую адаптивность- объемная опалубка легко «подстраивается» под потребности конкретного строительного объекта. В том числе благодаря возможности расставлять стойки с разным шагом: от метра на метр до 2 метров на 2,5 метра. Это, в свою очередь обеспечивает оптимальный расклад деревянных балок.
За счет удобного соединения (чашечных или клиновых замок) и отсутствия мелкосортных комплектующих система быстро монтируется на площадке силами даже двух человек.
Опалубка на телескопических стойках
Телескопическая стойка – это конструкция из двух вставленных друг в друга труб, раздвигаемых по высоте с шагом от 10 до 17 см по принципу телескопа (отсюда и название). Данное свойство обеспечивает простоту монтажа опалубки, а также возможность создавать перекрытия на разной (но не более 5 метров) высоте.
Важно! Чем выше стойки, тем ниже их несущая способность и тем меньше возможная толщина перекрытий.
Сборка телескопической опалубки начинается с установки треног по периметру участка. В них монтируются и крепятся стойки, раздвигаемые на заданную проектом высоту и фиксируемые при помощи серьги. Сверху вставляются унивилки, на них укладываются балки (вдоль и поперек с равным шагом), сверху щит и бортики.
Основные комплектующие опалубки перекрытий
- Опорные элементы, принимающие на себя основную нагрузку. Это может быть башмак, домкрат (в объемной и рамной опалубке) или тренога (телескопическая система)
- Домкрат верхний – элемент, который крепится на верхнюю стойку и является основой для унивилки. Благодаря наличию резьбы может регулировать высоту конструкции. Оба домкрата — и нижний, и верхний обеспечивают возможность дополнительной юстировки.
- Стартовые, доборные стойки, телескопические или рамные вертикальные элементы.
- Ригели и раскосы – горизонтальные элементы, используемые для усиления объемной и рамной опалубки.
- Унивилка — основа для балки, состоящая из металлической прямоугольной пластины с приваренными по углам «рогами» из профиля прямоугольного сечения.
- Балка – деревянный (реже металлический или пластиковый) элемент, укладываемый в унивилку в два ряда (перпендикулярно друг другу). Являются основой для палубного листа.
- Палуба. Выполняется из ламинированной (реже обычной) фанеры, досок, профлиста и т.д.
- Лестница – элемент, облегчающий подъем и спуск персонала в процессе производства работ.
Монтаж опалубки перекрытия. Последовательность
- Подготовка площадки. Она очищается от строительного мусора и огораживается строительной лентой. Если грунт недостаточно ровный, на него монтируется подложка из досок.
- Выполняется разметка на стене по периметру будущего перекрытия по высоте опорных стоек. Шаг между отметками 50 -80 см (в любом случае не более 1 м).
- Формируется каркас опалубки. Для этого на одинаковом друг от друга расстоянии устанавливаются стойки, сверху в них монтируется домкрат, укладываются балки, составляющие обрешетку опалубочного стола.
- Завершает конструкцию палуба (металлический или фанерный лист).
Важно! Между стеной и щитом не должно быть щелей. Палуба выравнивается по лазерному уровню – настил и верх стены составляют одну плоскость.
Технология монтажа опалубки перекрытий. Важные моменты
- К монтажным работам допускаются только лица, прошедшие соответствующий инструктаж и ознакомленные с правилами ТБ.
- Перед сборкой все элементы проверяются на целостность – гнутые, подверженные коррозии и имеющие прочие повреждения отбраковываются.
- Для выравнивания стоек недопустимо использовать кирпичи. Только доски.
- Время сборки можно значительно сократить, если перед началом работ рассортировать все элементы по группам.
- Перед заливкой бетона опалубочный настил покрывается полиэтиленом, пергамином или другим герметичным материалом. Это повышает качество монолитного перекрытия и облегчает дальнейшую распалубку.
- Заводская опалубка всегда лучше самодельной. У нее только один недостаток – высокая стоимость. Однако необязательно тратиться на приобретение оснастки — ее можно взять на прокат. Минимальный срок аренды – 15 дней. Летом при температуре воздуха +25 градусов, создав бетону оптимальные условия созревания (накрыв его полиэтиленом и периодически увлажняя), двух недель достаточно для изготовления полноценного монолитного перекрытия. Таким образом, краткосрочная аренда опалубки – прекрасный способ оптимизировать производственные затраты. Но и прокат на больший период является выгодным мероприятием, если учесть риск разрушения самодельных систем и вызванные этим финансовые потери.