г. Санкт-Петербург,
ул. Белоостровская,
д.22, оф. 14
Заказать звонок

Монтаж опалубки перекрытий: материалы и технологии

Монолитные железобетонные перекрытия имеют целый ряд безусловных преимуществ, обеспечивающих им широкую сферу применения не только в индустриальном, но и в частном строительстве. Они прочны, надежны, устойчивы к огню и даже взрыву бытового газа. Но, пожалуй, главным их достоинством является простота изготовления – залить межэтажные перекрытия можно буквально в один заход. Однако все преимущества актуальны только при условии соблюдения технологии производства и профессионального применения качественной опалубки. Об основных ее видах, а также правилах монтажа мы сегодня и поговорим.

Опалубка перекрытий на строящемся объекте

Материалы опалубки перекрытий

Деревянные формообразующие системы

Если основу заводской опалубки составляют металлические стойки, то самостоятельно изготавливаемые формовочные системы, как правило, полностью создаются из пиломатериалов: досок лиственных или хвойных пород, бруса большого сечения, балок и фанерных щитов. Для производства подходит как новая древесина, так и б/у. Ее качество, безусловно, играет роль, но куда важнее грамотность произведенных расчетов и соблюдение технологии монтажа. Разрушение опалубки из-за колоссального воздействия бетонной смеси на стройплощадке вследствие допущенных расчетных ошибок отнюдь не редкость. Поэтому специалисты предпочитают использовать инвентарную (оборотную) оснастку, созданную в заводских условиях. Но и ее нужно подбирать, учитывая особенности планируемых работ – толщину перекрытия, высоту стоек, общую площадь и др.

Деревянные формообразующие системы

Опалубка перекрытий из комбинированных материалов

Самый распространенный тип. Сочетает в себе как металлические элементы, так и деревянные. К первым относятся стойки, домкраты, унивилки, башмаки, ко вторым – балки и палуба (ламинированная фанера).

Вместо фанерных щитов также иногда используют профлист. Являясь несъемным элементом, он дополнительно армирует бетонное перекрытие, становясь его частью.

Основные виды инвентарной (оборотной) опалубки

  •     Рамная.
  •     Объемная.
  •     На телескопических стойках.

Рамная опалубка

Синяя опалубка перекрытийОдна из самых прочных систем. Используется при производстве работ на значительной (до 20 м) высоте. Нагрузка на одну ось может доходить до 5 тонн (в стандартном варианте 2,7 тонны). Позволяет формировать перекрытия толщиной от 90 см до 2 метров.

Система монтируется на нижние домкраты. В них вставляются готовые рамы, которые при необходимости усиливаются горизонтальными и диагональными ригелями. Венчают конструкцию домкраты и унивилки. В последние  укладываются балки, а уже на них – палуба.  По всему периметру перекрытия, а также вокруг лестничных проемов, домоходов и вентканалов устанавливаются бортики.

Объемная опалубка

Формообразующая система, позволяющая создавать внушительные (до 1 метра шириной) перекрытия на высоте до 12 метров. Монтируется при помощи клиновых или чашечных замков, составляя простую и в то же время надежную систему, в которой все элементы связаны между собой. Это обеспечивает равномерную нагрузку на каждый из них.

Красная объемная опалубка

К достоинствам этого типа следует отнести и его высокую адаптивность- объемная опалубка  легко «подстраивается» под потребности конкретного строительного объекта. В том числе благодаря возможности расставлять стойки с разным шагом: от метра на метр до 2 метров на 2,5 метра. Это, в свою очередь обеспечивает оптимальный расклад деревянных балок.

За счет удобного соединения (чашечных или клиновых замок) и отсутствия мелкосортных комплектующих система быстро монтируется на площадке силами даже двух человек.

Опалубка на телескопических стойках

Телескопическая стойка – это конструкция из двух вставленных друг в друга труб, раздвигаемых по высоте с шагом от 10 до 17 см по принципу телескопа (отсюда и название). Данное свойство обеспечивает простоту монтажа опалубки и возможность создавать перекрытия на разной (но не более 5 метров) высоте.

Стойки телескопические для опалубки перекрытий

Важно! Чем выше стойки, тем ниже их несущая способность и тем меньше возможная толщина перекрытий.

Сборка телескопической опалубки начинается с установки треног по периметру участка. В них монтируются и крепятся стойки, раздвигаемые на заданную проектом высоту и фиксируемые при помощи серьги. Сверху вставляются унивилки, на них укладываются балки (вдоль и поперек с равным шагом), сверху щит и бортики.

Основные комплектующие опалубки перекрытий

  •     Опорные элементы, принимающие на себя основную нагрузку. Это может быть башмак, домкрат (в объемной и рамной опалубке) или тренога (телескопическая система)
  •     Домкрат верхний – элемент, который крепится на верхнюю стойку и является основой для унивилки. Благодаря наличию резьбы может регулировать высоту конструкции. Оба домкрата – и нижний, и верхний обеспечивают возможность дополнительной юстировки.
  •     Стартовые, доборные стойки, телескопические или рамные вертикальные элементы.
  •     Ригели и раскосы – горизонтальные элементы, используемые для усиления объемной и рамной опалубки.
  •     Унивилка – основа для балки, состоящая  из металлической прямоугольной пластины с приваренными по углам «рогами» из профиля прямоугольного сечения.
  •       Балка – деревянный (реже металлический или пластиковый) элемент, укладываемый в унивилку в два ряда (перпендикулярно друг другу). Являются основой  для палубочного листа.
  •     Палуба. Выполняется из ламинированной (реже обычной) фанеры, досок, профлиста и т.д.
  •     Лестница – элемент, облегчающий подъем и спуск персонала в процессе производства работ.

Монтаж опалубки перекрытия. Последовательность

Красная объемная опалубка перекрытий

  1.     Подготовка площадки. Она очищается от строительного мусора и огораживается строительной лентой. Если грунт недостаточно ровный, на него монтируется подложка из досок.
  2.     Выполняется разметка на стене по периметру будущего перекрытия по высоте опорных стоек. Шаг между отметками 50 -80 см (в любом случае не более 1 м).
  3.     Формируется каркас опалубки. Для этого на одинаковом друг от друга расстоянии устанавливаются стойки, сверху в них монтируется домкрат, укладываются балки, составляющие обрешетку опалубочного стола.
  4.     Завершает конструкцию палуба (металлический или фанерный лист).

Важно! Между стеной и щитом не должно быть щелей. Палуба выравнивается по лазерному уровню – настил и верх стены составляют одну плоскость.

Технология монтажа опалубки перекрытий. Важные моменты

  1.     К монтажным работам допускаются только лица, прошедшие соответствующий инструктаж и ознакомленные с правилами ТБ.
  2.     Перед сборкой все элементы проверяются на целостность – гнутые, подверженные коррозии и имеющие прочие повреждения отбраковываются.
  3.     Для выравнивания стоек недопустимо использовать кирпичи. Только доски.
  4.     Время сборки можно значительно сократить, если перед началом работ рассортировать все элементы по группам.
  5.     Перед заливкой бетона опалубочный настил покрывается полиэтиленом, пергамином или другим герметичным материалом. Это повышает качество монолитного перекрытия и облегчает дальнейшую распалубку.
  6.     Заводская опалубка всегда лучше самодельной. У нее только один недостаток – высокая стоимость. Однако не обязательно тратиться на приобретение оснастки – ее можно взять на прокат. Минимальный срок аренды – 15 дней. Летом при температуре воздуха +25 градусов, создав бетону оптимальные условия созревания (накрыв его полиэтиленом и периодически увлажняя), двух недель достаточно для изготовления полноценного монолитного перекрытия. Таким образом,  краткосрочная аренда опалубки – прекрасный способ оптимизировать производственные затраты. Но и прокат на большие период является выгодным мероприятием, если учесть риск разрушения самодельных систем и вызванные этим финансовые потери.

Опалубка перекрытий на объекте

К списку статей

    ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? Напишите нам!